Главная > Новости > О философии маленьких и дешевых автомобилей.

О философии маленьких и дешевых автомобилей.

Ни для кого не секрет что мы живем в современном динамично развивающимся мире. И в данной статье хотелось бы описать те ощущения и ту мотивацию которая руководит наверное многими людьми при использовании своих автомобилей, при выборе и покупке оных, ну и конечно при обслуживании и содержании в порядке. Возможно точка зрения автора отличается от точки зрения разных людей, но в этом и прелесть разных точек зрения.

Двадцатый век дал человеку очень много новых возможностей и удовлетворил большинство «Хотелок» о которых раньше и мечтать не приходилось.

Только подумать, мой дальний родственник, пра пра пра не скажу сколько раз пра дедушка владел в давние года лошадью и лаковой пролеткой с тентом, и это было очень круто по тем временам. Дедуля (назовем его так) ездил из Скопина в другие деревни и города, до Нижнего Новгорода на данном транспорте он добирался неделю, а это между прочим около 400 км. а поездка в Москву было событием районного масштаба, и все что-то заказывали оттуда, из златоглавой. По возвращению в село он был окутан вниманием и почетом, детишки заворожено смотрели на запыленный экипаж, расхватывали гостинцы, а взрослые интересовались последними новостями из страны, которая по настоящему необъятная, и вылезти за пределы области для большинства людей того времени было непосильной задачей. Сейчас же Скопин-Москва это 4 часа в дороге, в Нижний ну чуть подольше. Мгновение, и ты на месте, по временам тем, еще невиданная скорость перемещения в пространстве.

Почему же название статьи носит характер маленьких машин? Все просто, сейчас поясню.

Автомобиль. Из истории автомобилестроения мы все знаем, что как только автомобиль вошел в жизнь человека, многие автомобильные компании сразу задались целью не эксклюзива и бизнес класса как говорят сейчас, а тематикой народного автомобиля. Спросите у каждого третьего, назовите первый народный автомобиль? Держу пари, что это будет форд Т и знаменитый Битл/Жук/Каефер. Почему же компании так уперлись в идею народного автомобиля? Да потому что это прежде всего объем продаж, это обороты компании, это рынок сервиса запчастей. Но есть и оборотная сторона медали, значительно выгодная для обывателя — это свобода перемещения, скорость перемещения, новые горизонты возможностей, перемещение себя и груза в пространстве.

Да вспомни себя, нынешний автомобилист. То сладкое предвкушение, которое испытываешь когда приобретаешь свой первый автомобиль. И не важно, гнилой он или дымящий, новый или старый, это чувство полета, это ощущение безграничности горизонта, осознание что теперь, если захочешь, сможешь поехать куда угодно. Вот за это эмоциональное состояние можно заплатить, и приобрести таки заветный механизм позволяющий своим наличием жить и ощущать жизнь с новой широкой и безграничной точки зрения. Но тут сразу возникает подвох. Подвох в том, что созданный быть доступным, автомобиль теряет как правило ряд свойств, по причине бюджетности своей конструкции. опять же вспомним самотеком идущий бензин на довоенных машинах (бензонасос роскошь), запуск машины с рукоятки (стартер? да откуда?) один дворник, один фонарь сзади, печка? Да и после войны она была не везде. А конструктивно моторы с малым ресурсом? пробежать 70 тысяч километров, (сейчас это делает средний водитель за пять лет) раньше этот пробег был огромен! Знаете, у меня на полке есть книжка » Учебник шофера» 1948 года, там есть глава про запуск мотора на морозе, автомобиля ГАЗ-М20, «Сварите из листового метала поддон по чертежу на рисунке 37, наберите углей из печи и положите их под поддон двигателя…» ну а дальше, советы по проливке кипятком мотора как внутри так и снаружи, запуск с рукоятки с помощником, который бы крутил стартер, и прочая дичь по современным меркам. Читаешь это и сразу перед глазами почему то изба, скрипучая дверь, мужик в валенках и тулупе, заиндевевшая победа на всесезонных шинах со смешными ромбиками протектора, вода горячая, с печи или с газовой плиты в ведрах, и то ощущение когда ты ее все таки завел, завелась, значит поедем из дому, значит, жизнь раскроется новыми событиями от увиденного в ближайшие несколько часов, сколько радости и счастья в этих моментах было тогда. И Победа то не личная, а какая-нибудь служебка, и дорога не близкая, но все равно. Думаю, вы поняли, что мне хотелось сказать Вам.

Так вот, данность двадцатого века это автомобиль и та свобода, которую он предоставляет. Сейчас же мне явно режет глаз некая подмена ценностей и нежелание людей в большинстве случаев видеть те маленькие чудеса, которые окружают нас повсеместно, а мы все смотрим в даль и всё видим за дымкой горизонта что-то, чего сами не понимаем, но очень этого хотим, а что имеем недооцениваем, мол так и должно быть.

В этот момент как раз люди и делятся на классы и категории автомобилистов-потребителей и автомобилистов-философов. Рассмотрим в отдельности каждого из них. Что есть автомобилист-потребитель? Это человек, который возможно и за рулем то оказался не потому что мечтал, а потому что надо. Жизнь диктует свой ритм, экономика и рациональность телодвижений, времени нет и зачастую что бы выжить необходимо сесть за руль. Возить детишек в детский сад, ездить собирать заказы, перемещаться по объектам, и тут автомобиль это просто инструмент, как сотовый телефон, компьютер, пылесос. Лично мне претит такое потребительское отношение к автомобилю, хотя где-то понимаю, что так тоже бывает, и считаться с автомобилем не стоит, при определенных обстоятельствах. Сломался, выкинул, купил новый. Сдал в трейд-ин, взял другой и просто эксплуатируешь. Ничего лишнего.

Чего не скажешь об автомобилистах философах. Они пускают этот кусок металла в свою жизнь, требуют от него, но и что-то отдают взамен, для них автомобиль это не просто стильный и удобный аксессуар, автомобиль это член семьи, ( ну это уже при обострении болезни). Во второй категории автомобилистов много подкатегорий и классов, и педантичные люди, восстанавливающие авто, в стандартное состояние новой машины, несмотря на возраст, и любители доработать допилить и обточить напильником и что бы не как у всех, и просто эксплуататоры, которые задумываются о состоянии своего железного друга, и стремятся завести в своем автомобиле товарища, друга, который поможет увидеть что-то новое, согреет в морозы на парковке, выдернет товарища из сугроба и прочее. Как раз среди философов и обитают любители небольших автомобилей.
Что дает автомобиль, мы разобрались, но за что любят маленькие машины?

По моему мнению, судя по себе, я долго искал ответ на этот вопрос. Почему большие помпезные или просто обычные машины ничего не трогают в душе, не цепляют звонкие нотки, и не восхищают? Первой маленькой машинкой была ока красного цвета. Далее было много лет работы в постоянных тест драйвах различных автомобилей в том числе и малого класса, список для обычного рядового водителя достаточно неплохой. Ока, смарт, смарт кабрио, все поколения шкоды фабия со всеми моторами кроме дизелей и универсалов, киа пиканты, матизы, китайцы, шевроле спарк, тойота ярис, и т.д… ну в общем, их было достаточно и ездить на них приходилось продолжительно, что бы понять философию использования автомобиля. То есть, это не разовые тест драйвы на пять минут или на полчаса, это многодневные поездки на автомобилях. Затронем терминологию.
Что есть философия использования автомобиля в моем понимании. Обратимся к другому инженерно-техническому направлению, оружию. В философию использования оружия (подслушанную у Влад Борисыча, кто в теме оружия и блогерства тот меня поймет) мы вкладывает и тактико- технические аспекты вооружения, и перспективу использования того или иного стреляющего образца. То есть изначально, перед инженером стоит задача по созданию устройства и оговариваются цели его применения. Сфера его деятельности. И тут уже идет процесс искусства и стиля каждого конкретного проектировщика по достижению этих целей. В итоге мы получаем удобный комфортный глок 17 для уличного применения, приятный и легкий, но бесполезный на дальних дистанциях, в то же время не пробивающий врага на вылет с целью не задеть окружающих. Или же здоровенный тяжелый дезерт игл который лупит так, что не дай бог оказаться в зоне случайного рикошета этой машины. Так и с автомобилем. Садишься в автомобиль, и перемещаясь на нем, идешь от обратного. Выстраиваешь строгую логическую цепь, что в этой машине и почему именно так, и логическими выводами составляешь картинку, что же именно было целью у инженера на этапе создания идеи подобного автомобиля. А дойдя до того, какую цель им поставили, начинаешь опять идти в обратку от инженера к автомобилю, то есть оцениваешь степень достижения поставленной задачи. Банальный тест драйв обычно включает в себя, просто оценить как и что в машине. Два критерия, двоичная система. Удобно неудобно, комфортно некомфортно, круто не круто, функционально и нефункционально. В итоге впечатление хорошо или плохо. Для меня этого было недостаточно, и всегда старался глубже понять сложно устроенный организм, под названием автомобиль. Именно по схеме « потребитель-инженер-потребитель-итог» и рассматривались все пройденные автомобили. И как мне кажется, достаточно объективные выводы получались в итоге.

Но вернемся к удовольствию от маленьких автомобилей. У человека есть два состояния, у него нет автомобиля, и он владеет автомобилем. Так вот, вся прелесть маленькой машины, что она самой низкой ценой для человека переводит его из первой группы во вторую. Даруя тем самым самое главное ощущение, ощущение дороги и свободы в душе. Это как первое долгожданное что-то, чего очень хочешь и получаешь. Дальше уже ощущения будут лучше и взрослее, но в нас живут дети, хотим мы этого или нет, и именно эти дети в душе и пляшут до потолка от восторга обладания маленькой машинкой. Да, она ущербна, не престижна и смешна, но это ли главное когда ты, закинув чемодан или рюкзак, с любимой едешь в сторону речки или дачи (хотя дача для меня это сомнительное удовольствие, не дорос еще) или на юг, ты едешь — это главное, колесики наматывают километры дороги, скромный кузовок, обтекаемый потоком ветра, посвистывает щелями и зазорами, но идет процесс движения. Второй момент, который лично меня радует, это расход топлива и относительная дешевизна и доступность расходников. То есть ты движешься в потоке самой малой кровью, ничего лишнего, не правда ли? Конечно сейчас, в век потребителей и менеджеров даже маленькие машинки стали объектом финансового планирования и прогнозируемого разрушения деталей с целью продажи запчастей. Но все таки, дух авантюризма в них не убит до конца. Владельцы маленьких машинок, как правило люди, которые не стремятся произвести впечатление, они довольны и самодостаточны, и автомобильчики у них такие же. В них больше удовлетворенности от жизни, как впрочем, и самой жизни, чем в старших братьях. Опять же внешний вид достаточно нейтрален, если не сказать больше, позитивен. Оборотная сторона медали владения маленькими машинками и их вовлечение в гонку дорогих расходников даже тут оправдан для обывателя.

Любой современный начиная с 90х годов и до сегодняшнего дня автомобиль, окружает хозяина благами цивилизации в полном объеме. Тут вам и кондиционер, и хорошая оптика, и зеркала с подогревом, ведь судите сами, что нужно человеку для обеспечения первичного комфорта? Явно не аудиосистема с функцией коннекта с телефоном хозяина, и не массажные кресла. Это уже старшая лига, другие деньги, и другие принципы владения машиной. Минимальный набор для комфортного движения сейчас есть во всех машинах малого класса, а когда ты миришься с какими либо недостатками и бюджетностью машины, стоит вспомнить, что именно она перевела тебя из людей без автомобильных в свободных по духу людей автомобилистов, и просит за это совсем немного. Заботу, внимание к мелочам и бережливость в эксплуатации. Берегите своих железных друзей, дорогие водители, задумывайтесь и цените то, что дает вам любой автомобиль не зависимо от года выпуска и престижности марки.
Заключение.
Жизнь человека состоит из многих позитивных, негативных и нейтральных моментов. Жизнь автомобиля в современном мире, как правило, сильно короче жизни человека. Лично меня маленькие машинки это какой-то восторг рационалиста-минималиста, и чем чуднее она, тем интересней с ней идти по жизни.

 С.А.Кожин
https://www.drive2.ru/b/465632730076414357/

Новости

  1. Пока что нет комментариев.
  1. Пока что нет уведомлений.